Четверг, 17.10.2019, 22:13
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь
«  Октябрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей

Официальные документы

  • Конституция РФ
  • Закон об образовании 
  • Конвенция о правах ребенка 
  • Приказы министерства образования 
  • Национальный проект "Образование" 
  • Департамент образования Владимирской области 
  • Управление образования Вязниковского района
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Целевая программа деятельности

    школьного музея

    «Дорога Подвига»


    Экскурсия по музею
     

    Концептуальный блок.

     

    Обществу нужен не просто грамотный исполнитель, но человек, способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению информации, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления, могущий принимать верные решения, стремящийся к совершенствованию. Насущным требованием становится утверждение в сознании учащихся необходимости гармонии личных и общественных отношений, воспитание патриотизма, уважения к другим странам и народам причастности к общечеловеческим проблемам.

    Для достижения этих целей должно быть четкое представление о фундаментальных основах и направлениях воспитания и обучения, исходных задачах современной государственной школы. Только при соблюдении этих требований возможно определить место и значение каждой дисциплины в формировании личности учащегося, установить содержание и структуры школьных программ и учебников по разным предметам, определить общую методологию воспитания и методики преподавания различных дисциплин.

    Таким образом, концептуальные подходы к развитию образования должны способствовать формированию определенных качеств личности – человека образованного, высоконравственного, духовно богатого, обладающего сознанием гражданского долга, способного к самообразованию и творчеству, физически здорового.

    Образованность заключается в наличии знаний, которые складываются в цельную картину окружающего мира и позволяют правильно мыслить в пределах современной системы представлений, обладая неизменным стремлением к благу.

    Нравственность определяется действенным стремлением добровольно и естественно поступать в соответствии с принятыми в обществе идеальными эстетическими понятиями.

    Духовность предполагает способность к самоценному, бескорыстному, стремлению к истине, добру и красоте, осознанию этого стремления как выражающего сущность человеческого в человеке.

    Осмысление этих требований к образованию, анализ пройденного школой пути и результатов учебно-воспитательного процесса, позволяют определить цель школы, выбрать правильное направление в ее развитии и установить стратегический и технологический (тактико-операционный) уровни развития школы, а также уровень личностных контактов с учетом требований гуманизации учебно-воспитательного процесса.

    Цель школы - обеспечение максимального овладения учащимися запасом необходимых каждому представлений, знаний, навыков, умений, и одновременно – воспитание качеств личности, обеспечивающих ей полноценную духовно - практическую жизнедеятельность в современных условиях.

    Эта цель определяет и структуру нашего образовательного учреждения: Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4»и, в частности, деятельности школьного музея.

    В последние годы заметно снижение у детей интереса к истории вообще и Великой Отечественной войны в частности. Педагогический коллектив МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4» успешно решает эту проблему через создание образовательной среды. И одним из центров, который направлен на краеведческую исследовательскую работу, является творческое объединение детей «Музейное дело», созданный к 65-летию Битвы под Москвой в Великой Отечественной войне. Бесцен­но его значение в создании особого микро­климата в школе, доброго настроя в ду­шах учащихся. Созданная в 2006 – 2007 учебном году Музейная комната тесно сотрудничает со все­ми детскими творческими объединениями школы, под­держивает связь с Советом ветеранов войны и тру­да, с комитетом воинов – афганцев, с краеведческим музеем города, со школами города и района.

    Главная цель деятельности музея школы – создание и развитие школьного музея «Дорога подвига» - как научно – исследовательской лаборатории учителей и учащихся, обеспечивающей максимальные возможности по формированию саморазвивающейся и саморегулирующейся личности в процессе возрождения культурных традиций государства Российского.

    Задачи:

    1. Освоить и внедрять методы и приемы музейной педагогики на уроках и во внеурочной деятельности;

    2. Формировать у учащихся научное мировоззрение и духовно – нравственные ценности на основе понятий «Человек», «Родина», «Труд», «Культура».

     

    Концептуальные основы деятельности школьного музея.

     

    Основой в школе должно быть воспитание, под которым коллектив понимает «целенаправленное управление процессом целостного развития личности» через создание благоприятных условий самореализации учащихся. Образование – основной путь этого развития, предоставляемый ребенку школой.

    Суть воспитания – это совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выбранных целей и задач, это совместный поиск ценностей, норм и законов жизни, их исследование в конкретных, новых, нестандартных видах деятельности, в общении, это организация жизни ребенка.

    Реалии современного общества побуждают педагогов включаться в социально – педагогическую деятельность, направленную на поиск возможностей модернизации образовательных систем. Такая ситуация предполагает создание педагогами различных образовательных технологий, максимально согласованных с целями развития образования и индивидуальными особенностями учащихся. Структура и содержание программ строятся таким образом, чтобы учитывать вариативную составляющую стандарта. Одно из возможных направлений педагогических инноваций – краеведческая и поисковая работа, связанная с деятельностью школьного музея и технологией «музейная педагогика».

     

    Основные этапы и направления деятельности школьного музея.

     

    Первый уровень. С учащимися младшего школьного возра­ста занятия рассчитаны на несколько лет. Они носят подготовитель­ный характер, подводя к последующему осознанию исторического значения пред­метов и явлений. Ведущий метод — игро­вой. Темы занятий цикла «Здравствуй, му­зей!» имеют одну задачу — помочь млад­шим школьникам ответить на вопрос: «В чем выражается память о людях и почему важно хранить эту память?». На занятиях воссоздаются исторические образы, собы­тия, явления, усваиваются доступные детям этого возраста понятия.

    Работа с предметом на занятиях с млад­шими школьниками строится таким обра­зом, чтобы его основные достоинства и осо­бенности были подчеркнуты, и он воспри­нят как некая ценность, весточка из про­шлого. Например, при рассмотрении пред­метов Великой Отечественной войны детям предлагается отыскать в них спектр ценно­стей для современных людей, установить через них связь обыденного и духовного, подумать, откуда мог прийти этот экспонат.

    Так, на занятии «Пишет солдат» фронтовое письмо или конверт приходит в сегодняшний день из пространства ДРУГОЙ ЖИЗНИ, из прошлого как свидетельство, знак человеческих действий. Почтовый конверт служит другому человеку символом любви, помощи, поддержки. К детям приходит осо­знание того, что предметы могут вернуть человека в далекое прошлое, рассказать много интересного о том времени, когда нас еще не было.

    Образы исторических предметов и явле­ний в работе со школьниками просты, всегда конкретны. Они составляют необходи­мый фундамент для дальнейшей систематической работы по формированию историче­ского сознания. На данном уровне реализа­ции программы важно, чтобы ребенок не только погрузился в мир представлений о прошлых эпохах, но и связал их с системой ценностей собственного мира.

     

    Второй урове­нь (средний школьный возраст) Направленность работы носит ориентирующий характер. Занятия предполагают многообразие информации, расширяющей содержание материала учебников. Это важ­но, так как музейная среда и музейный предмет обладают большими возможностя­ми эмоционального воздействия в нравст­венном воспитании. Для актива обязатель­ным является «погружение» в вопросы, свя­занные с музейной спецификой. Тематика занятий дает представле­ние о системе ценностей людей военного времени и дней мирного труда. Например, на занятиях «Урок трудных дней» и «Исповедь опаленной души» воспитанники проникают в мир пе­реживаний участников этих событий, в трудную обстановку, в которой находились люди, оторванные от привычной мирной жизни, и понимают, насколько важно чело­веку, где бы он не находился, сохранять связь с близкими людьми, со своей малой родиной.

     

    Третий уровень (старше­классники) Цель работы — пробудить историческое сознание через формирование ценностного отношения к историческим образам, миро­воззрению человека, отношению человека к обществу, другим людям. Соответственно углубляется содержание изучаемого, услож­няются формы занятий. В основе занятий — диалог.

    Сложившаяся система целенаправлен­ной работы Музея «Дорога подвига» помогает педагогическому коллективу школы в воспитании человека-гражданина, свидетеля и участника истории.

     

    II. Комплексная программа «Память»

     

    Пояснительная записка

     

    Необходимость данной программы вы­звана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей; привлекательными и пре­стижными становятся невысокие образцы «легкой культуры», освоение которых не требует от человека серьезной умственной и душевной работы, проявляется непони­мание значимости культурно-историчес­ких памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непо­нимание ее закономерностей, преоблада­ние абстрактных, схематических представ­лений о прошлом, идет процесс углубле­ния противоречия между старшим и мо­лодым поколениями.

    Программа призвана обеспечить ценно­стно – смысловую определенность системы нравственного воспитания.

    В основе предлагаемой программы — опыт работы музея «Дорога подвига» с воспитанниками творческих объединений школы, а также с учащимися школ города и района на протяжении не­скольких лет.

    Программа позволяет всем, кто работа­ет с детьми самого разного возраста, вклю­читься в контекст современных музейно-педагогических проблем, понять феномен «воспитательное пространство», сконстру­ировать и смоделировать воспитательное пространство личности, помогает предста­вить, как можно развернуть его (воспита­тельное пространство) за пределами про­фильных объединений, обогатить учащихся эмоциональным и нравственным опытом.

    Апробирование программы «Память» покажет, что в школе есть условия для удовлетворения разнообразных запросов детей.

    Ведущая идея программы «Память» — воспитание исторического сознания, ядром которого является система ценностных ори­ентации.

    Музей неизбежно оказывается включен­ным в происходящие в обществе процессы выработки новых ценностей, накопления смыслового потенциала.

    Процесс социализации ребенка связан с освоением норм и ценностей, принятых в данном обществе, и музейная педагогика считает, что роль музея в процессе социа­лизации состоит в приобщении ребенка к существующим нормам и ценностям.

    Музейный предмет и музейная среда об­ладают значительными возможностями нравственно-эмоционального воздействия, поэтому программа «Память» осуществля­ется через деятельность школьного музея «Дорога подвига».

    Исходя из вышесказанного, определяют­ся цели, задачи, организационно-педагоги­ческие основы программы:

    Цели:

    • Социализация и воспитание творческой личности воспитанника средствами музея.

    • Героико-патриотическое воспитание.

    • Воспитание чувства гражданского долга.

    • Расширение кругозора.

    Задачи:

    • Формирование представления об истори­ческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально-нравственных ценностей.

    • Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями.

    • Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии.

    • Формирование научных и профессиональных интересов.

     

    Организационно-педагогические основы программы

     

    Программа сориентирована на сочетание системы работы с предметами, явлениями, ситуациями и системой взаимоотношений людей. Предполагается усложнение занятий в плане усвоения и переживания социальных, нравственных ценностей, опыта эмоционально-чувственного восприятия мира. Программа предполагает интеграцию учебных курсов базисного плана и его вариативной части с внеклассной работой школы.

    Программа включает следующее содержание:

    • изучение документальных, вещественных свидетельств (предметов, памятников) истории;

    • описание музейных памятников;

    • ознакомление на основе документальных материалов с цепью исторических событий, в частности, событий Великой Оте­чественной войны, военных действий в Афганистане и Чечне;

    • изучение характера этих событий и подвига выпускников школы;

    • расширение представлений об образе жизни, мыслей свидетелей и участников событий разных исторических периодов жизни страны (предвоенный, военный, со­временный);

    • ознакомление с причинами историче­ских перемен, их следствиями, подвигами, действиями людей.

    Программа соотнесена с программами школы по истории, географии, краеведе­нию, ОБЖ, обществознанию, литературе, экономики. Ее реализация позволяет расширить круг общеобразовательных и специальных знаний, помогает формированию у детей научных интересов и профессиональных склонностей.

    Возраст занимающихся: 7 – 18 лет.

    Группы — одновозрастные и разновозра­стные из учащихся школы, а также специфические (актив музея, экскурсоводы, груп­па «Поиск», занимающиеся по учебным программам).

    Группы формируются в количестве не более 20 – 30 человек. Занятия проходят:

    • для младших школьников (I-III кл.) 30-40 мин;

    • для среднего звена (V—VIII кл.) 1 час;

    • для старшеклассников (IX—XI кл.) 1 – 1,5 часа.

    Занятия с группами переменного соста­ва проводятся педагогами профильных объединений, клас­сными руководителями, заместителем директо­ра по воспитательной работе школы по интересующей их тематике.

    Присутствующие учите­ля, родители — обязательные участники занятия.

    В процессе реализации программы заня­тия проводятся в три этапа:

    • подготовительный — до встречи уча­щихся в музее;

    • этап взаимодействия учащегося и пе­дагога;

    • этап педагогического контроля (кон­троль знаний, умений, навыков).

    К выполнению программы привлекаются:

    • районный Совет вете­ранов;

    • научные сотрудники музеев города;

    • преподаватели Центра дополнительного образования;

    • архив Вязниковского района;

    • средства массовой информации.

     

    Тематические циклы:

     

    I. «Здравствуй, музей»

     

    Предлагаются следующие предметы и объекты к рассмотрению:

    • Фото героя.

    • События героической тематики.

    • Условия, в которых оказались люди.

    • Личные предметы участников Великой Отечественной войны и участников боевых действий в Афганистане и Чечне.

    • Документы — свидетели жизни человека.

    • Одежда защитников Отечества.

    • Наградные документы.

    Цель этого цикла — знакомство с отдель­ными музейными экспонатами, различны­ми предметными комплексами. Занятия носят подготовительный характер, ведут к последующему осознанию предметов и яв­лений в их историческом значении.

    Примерные темы занятий:

    • «Здравствуй, музей».

    • «О чем рассказала реликвия».

    • «Моя семья — моя родословная».

    • «Идет война народная».

    • «Рассмотри, запомни, назови».

    • «Если бы я был участником войны»,

    • «Я музейный хранитель» и др.

    Цель всех занятий данного цикла — от­ветить на вопросы: «Что такое музей?», «За­чем мы храним там предметы?», «В чем вы­ражается память о людях?», «Зачем хранить эту память?», воспитать у ребенка уважи­тельное отношение к музею, памятникам прошлого, чувство гражданского долга.

    Учащиеся усваивают понятия «про­шлое», «настоящее», «память», «гражданственность», «патриотизм», приобщаются к музейной культуре, получают понятия «экс­понат», «экспозиция», «экскурсовод», «му­зей» и т.п.

     

    II. «За страницами школьных учебников»

     

    Основное назначение занятий этого цик­ла — помочь учащимся в самоопреде­лении, побудить их к историческому само­образованию.

    В содержании выделяются следующие блоки:

    1. Источники знаний:

    • письменные источники;

    • устные источники.
    • Специальные исторические науки:
    • документалистика;
    • историография;
    • геральдика;
    • нумизматика и др.

    Методика научного изучения музейных предметов (исследовательская, поиско­во – вобирательская деятельность), Военная азбука (ритуалы, атрибутика и пр.).

    Данный цикл строится на основе изби­рательности интересов школьников, более углубленной проработки вопросов, связан­ных с музейной спецификой, направленных на развитие навыков поисковой, собира­тельской работы, изучение специальных исторических дисциплин.

    Главный принцип организации занятий на данном этапе — принцип преемственно­сти, выражающийся в расширении и углуб­лении понятий и представлений, заложен­ных в цикле «Здравствуй, музей».

    Формы занятий: музейный урок, урок мужества, урок-диспут, урок памяти, историческая игра, викторина, конкурс, состязание.

    Каждая из форм имеет свое содержание, свой воспитательный смысл, определяемые общей системой.

    Примерные темы занятий:

    • «Отзовись, фотография»,

    • «Исповедь опаленной души»,

    • «Рассказы об открытках»,

    • «Интересная наука униформология»,

    • «Военная азбука»,

    • « Урок трудных дней»,

    • «Чеканные листья истории» и др.

    Итогом деятельности являются: краеведче­ский альбом, коллекционирование предметов музейного значения, реферат, беседы, подго­товка и проведение экскурсий по музею, элементарная исследовательская деятельность, экспедиции, полевые дневники, оказание конкретной помощи ветеранам и старикам, участие в составлении областной Книги памяти, приведение в порядок памятников во­инской славы, воинских захоронений.

    На занятиях учащиеся самостоятельно анализируют исторические события, про­цессы, образ жизни и образ мыслей людей старшего поколения в связи с понятиями «патриотизм», «гражданский долг», «сыно­вья память», «преданность тем, кому ты обя­зан своим существованием».

     

    III. «Я в современном мире»

     

    Цель данного тематического цикла — разбудить историческое сознание, следуя логическому алгоритму: миросозерцание — мировосприятие — самосознание —

    миро­воззрение.

    Основные направления цикла:

    • Философское осмысление жизни.

    • Система ценностей и отношение к миру.

    • Жизненные принципы.

    • Человек в истории Отечества и собственной судьбе.

    • Духовная преемственность поколений.

    На занятиях данного цикла преобладают общение, обмен мнениями, душевный, откровенный разговор, источниками которых являются произведение искусства, музейные экспонаты, живые свидетели исторических событий.

    Основу занятий составляют вопросы уча­щихся и ведущего, что позволяет вскрывать противоречивые стороны явлений, разо­браться в вопросах мировоззренческого, идеологического характера. Создаются про­блемные ситуации: «Как бы вы поступили, оказавшись в подобной ситуации?».

    На занятия приглашаются люди старшего поколения (современники событий, представители искусства, краеведы, научные работ­ники) через призму взглядов, отношений ко­торых учащиеся подводятся к выводу, что до­рожить высшими ценностями человека — это долг. Вопросы, предлагаемые ребятам, позво­ляют оценить свои поступки, отношения с окружающими, осознать свои чувства, пере­живания, обнаружить противоречия в себе и задуматься над вопросом: «Кто я, какой я?».

    Цикл предусматривает актуальные темы, напоминающие заголовки публицистичес­ких очерков, философских эссе или художе­ственных произведений. Сформулирован­ные таким образом они заставляют «рабо­тать» музейные экспозиции.

    Примерные темы:

    • «Портрет на фоне...»,

    • «Исполняя свой долг...»,

    • «Я в современном мире...»,

    • «Экология культуры»,

    • «Совершенно секретно»,

    • «Акцент» и т.д.

    Отсюда и формы занятий: диспут, дискус­сия, спор-час, публичная лекция, занятие-размышление, занятие-презентация, дело­вая и ролевая игра и др.

    При подготовке занятий привлекаются педагоги объединений (или классные руководители), психологи, научные работники с целью проведения опроса, анкетирования, тестирования и консультаций.

    Сквозным (связующим) звеном ком­плексной программы «Память» являются общие для всех творческих объединений школы ключевые дела, превращающие приобре­тенные учениками качества в устой­чивые потребности.

     

                                         

    • Операция «К нам пришел ветеран» (ко Дню защитника Отечества).

    • Праздник «Дети — ветеранам войны» (к 9 Мая).

    • День открытых дверей «В музей всей се­мьей».

    • Итоговая выставка в конце учебного года «О чем рассказал экспонат», «Мой подарок музею».

    • Встречи учащихся школы с ветеранами войны и труда.

    • Конкурс рисунков, посвященных 23 февраля и 9 Мая.

    • Рукописный журнал «Стояли за Отечество».

    • Экспедиция по местам боев наших зем­ляков.

    • Участие в Вахте памяти.

    • Участие в факельном шествии.

    • Легкоатлетическая эстафета на приз газеты «Маяк».

    • Выставка фотостудии «Под мирным небом».

    • «Подарок солдату»

    • «Мир дому твоему»

    • Посвящение в кадеты.

    • Районный и областной конкурс лирико – патриотической песни.