Пятница, 06.12.2019, 23:10
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь
«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей

Официальные документы

  • Конституция РФ
  • Закон об образовании 
  • Конвенция о правах ребенка 
  • Приказы министерства образования 
  • Национальный проект "Образование" 
  • Департамент образования Владимирской области 
  • Управление образования Вязниковского района
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Учитель русского языка и литературы
     МБОУ «СОШ №4»
     Признаки одарённости
         Любому обществу нужны одаренные люди, ведь именно они двигатель прогресса. Мне кажется, что одаренные дети - будущая элита страны, от которой зависит ее дальнейшее развитие. Главная задача учителя - помочь ученику развить свои задатки, способности, интеллект. Одарённые дети признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. В течение XX века одаренных детей пытались найти с помощью тестов коэффициента интеллекта, но сегодня этот подход признан ограниченным. Многие исследователи отмечают, что одарённые дети имеют характерные заметные черты, обладают многими потребностями, которые стандартная образовательная система не может удовлетворить. Поэтому и возникает проблема работы с одаренными детьми. Чаще всего представление об одаренных детях включает в себя образ этакого «вундеркинда», резко опережающего своих сверстников и, конечно, многознайки. Но это всего лишь один из признаков одаренных детей. Зачем учителю нужно знать признаки одаренности? Сейчас чаще всего представление об одаренных детях включает в себя образ этакого «вундеркинда», резко опережающего своих сверстников и, конечно, многознайки. Но это всего лишь один из типов одаренных детей. Все дело в том, что к детям с разным типом одаренности нужен разный подход, у них разные проблемы и отсюда необходимы разные системы работы с ними учителей и психологов. Учитель должен знать признаки одаренности, чтобы, во-первых, правильно оценить возможности ребенка и помочь ему в решении его проблем, правильно ориентировать его в отношении будущей профессии. Во-вторых, проблема заключается еще и в том, что, не зная признаков одаренности, некоторые из них можно просто не заметить, принимая своеобразие умственной и творческой деятельности ребенка за его недисциплинированность или даже странности. Чтобы хоть в какой-то степени ориентироваться в этой сложной и пока весьма загадочной даже для специалистов проблеме, учителю нужно различать и видеть в своих учениках основные качества одаренности. Не у каждого одарённого ребёнка ярко выражены все качества, свойственные одарённым, притом некоторые их психологические особенности могут быть присущи и обычным детям. Учитывая это, а также трудности идентификации одарённости, авторы «Рабочей концепции одарённости» советуют: «Не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок» в плане констатации (жесткой фиксации) статуса определенного ребенка, <…> в практической работе с детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «признаки одаренности ребенка» (или «ребенок с признаками одаренности»)». Каковы же эти признаки? Многие учёные сходятся во мнении, что продуктивное мышление – основное отличие одарённого ребёнка от его сверстников со средним уровнем развития. По метафорическому выражению А.И.Савенкова, сплав высокого уровня креативности и высокого интеллекта определяет специфические особенности одарённого ребёнка в когнитивной сфере и в психосоциальной. А.И.Савенков выделяет такие специфические черты одарённых детей: 1) в когнитивной сфере: любознательность, сверхчувствительность к проблемам, склонность к задачам дивергентного типа, гибкость мышления, лёгкость генерирования идей, лёгкость ассоциирования, способность к прогнозированию, отличная память, высокая концентрация внимания, способность к оценке; 2) в психосоциальной сфере: нонконформизм, перфекционизм, эгоцентризм, лидерство, соревновательность, широта интересов. При желании этот перечень можно продолжить. Так, одарённым детям могут быть свойственны: погружённость в философские проблемы, неустойчивость самооценки, повышенная потребность в общении со взрослыми и т.д. Согласно «Рабочей концепции одарённости», такие признаки, как: высокая любознательность и исследовательская активность; высокая способность обнаруживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы; отличная память, основанная на раннем овладении речью и абстрактным мышлением; способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение пользоваться накопленными знаниями; большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы; повышенная концентрация внимания, упорство в достижении результата в той сфере, которая интересна, на деятельность в которой ребёнок внутренне мотивирован – присущи, прежде всего, общей (умственной) одарённости. Следует помнить, что не все признаки одарённости могут быть представлены в личности того или иного ребёнка. Прокомментируем некоторые из них. Любознательностью отличаются все дошкольники – это возраст «почемучек». Если ребёнку уже далеко не пять-шесть лет, а он сыплет вопросами, стоит присмотреться к нему более внимательно: вполне вероятно, мы найдём и другие признаки одарённости. Сверхчувствительность к проблемам проявляется в способности обнаруживать противоречия, замечать то, мимо чего проходят другие, а заметив – ставить вопросы, т.е. обозначать проблему. Это позволяет решать сложнейшие задачи, совершать открытия. Однако эти же качества могут серьёзно осложнить повседневную жизнь, т.к. повышают эмоциональную восприимчивость, ранимость человека. Склонность к задачам дивергентного типа (т.е. задачам, имеющим не одно, а несколько или бесконечное множество решений) отражает потребность ребёнка мыслить и действовать не по алгоритму, «идти своим путём», творчески подходить к выполнению любой интересной ему работы. Нонконформизм – органическая неспособность и нежелание человека бездумно принимать идеи, подчиняться правилам, требованиям, авторитетам, в справедливости и необходимости которых он не убеждён. Перфекционизм - стремление к совершенству. Это качество обусловлено высоким уровнем развития интеллекта, абстрактного мышления, воображения, способности обнаруживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, прогнозировать результат, в том числе – создавать идеальную модель продукта своей деятельности. Эгоцентризм – неумение одарённого ребёнка отделять себя от других, понимать, что не каждый человек в состоянии достичь тех же результатов, что и он сам. Именно это качество может подготовить почву для конфликта с учителями или одноклассниками. Соревновательность – стремление померяться силами с другими людьми. Дело в том, что многие одарённые дети отличаются крайне неустойчивой самооценкой: с одной стороны, они очень самокритичны, требовательны к себе, с другой – не могут не замечать, что превосходят многих ровесников; кроме того, их по-разному оценивают окружающие: например, взрослые хвалят, а одноклассники игнорируют. Участие в состязаниях позволяет одарённому ребёнку определиться с самооценкой. Кстати, эту черту одарённых – соревновательность – люди подметили очень давно, о чём свидетельствует богатырский эпос всех народов: как только герой чувствовал в себе силы необъятные, он отправлялся на поиски приключений и – главное! – соперников («поединщиков»), с которыми мог бы сразиться. Широта интересов одарённого школьника проявляется в стремлении заниматься одновременно самыми разными видами деятельности, иногда в ущерб своим основным, по мнению родителей и учителей, обязанностям. Повышенная концентрация внимания – способность не по возрасту долго концентрироваться на интересующем ребёнка предмете, вопросе. Психологические исследования обнаруживают существенные различия как между одарёнными и их обычными сверстниками, так и между детьми с разными и даже одинаковыми видами одарённости. Эти различия касаются способности ребёнка достигать успеха в учёбе. Одарённые дети далеко не всегда оказываются среди лучших учеников, а высокие школьные оценки не являются показателем одарённости – это общепризнанный факт. Кроме того, качества, отличающие одарённого ребёнка от его сверстников, могут не только способствовать его успеху, но и стать источником неудач в обучении и социализации. О проблемах одарённых детей подробно и обстоятельно рассказывает доктор психологических наук Елена Игоревна Щебланова в своей статье «Трудности в учении одарённых школьников». Понимание типологии одаренности — это первый, хотя и необходимый шаг учителя на пути конкретной работы с одаренными учениками, действенной помощи в развитии, укреплении и реализации их незаурядных возможностей. Если каждый одаренный ребенок имеет определенные черты личности, то логично предположить, что комплексное развитие этих черт в личности ребенка может перерасти в одаренность. Одаренность – одна из составляющих внутреннего мира человека. Существует мнение, что если дан человеку дар, то никуда он не денется, "Талант всегда пробьется". Однако по оценке А. Маслоу, самодеятельное раскрытие одаренности на практике - большая редкость. Ее достигают лишь около 1 % всех родившихся. Большинство людей по разным причинам так и не раскрывают свой творческий потенциал. Целостный подход к одаренному ребенку необходим, чтобы суметь развить его способности, реализовать его дар. В этой связи выделяется роль учителя. Учитель, работающий с одаренными детьми, кроме настойчивости и уверенности в себе, должен иметь творческое начало, интеллект, чуткость. Именно учитель создает атмосферу, которая может вдохновлять ученика или разрушать его интересы, развивать или игнорировать способности, поддерживать или тормозить творческое начало, стимулировать или отрицать критичность мысли, облегчать или тормозить успехи. Библиография Сборник конференции «Одаренные дети» 2007 г., статья А.И. Савенкова, Б. Филановский. Вундеркиндергартен // Openspace.ru, 13.03.2009. Клименко В. В. Как воспитать вундеркинда // СПб «Кристалл», 1996 Бейнарович Е. Л. Под знаком индиго Выдержки из материалов КРУГЛОГО СОЛА «Одарённое поколение: наука и практика от эксперимента к системе» (журнал «Одарённый ребёнок» № 4 2006г.) Щебланова Е.И. «Трудности в учении одарённых школьников». ( «Одарённый ребёнок» № 3, 2005г.