Суббота, 07.12.2019, 00:32
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Логин:
Пароль:
Календарь
«  Декабрь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Архив записей

Официальные документы

  • Конституция РФ
  • Закон об образовании 
  • Конвенция о правах ребенка 
  • Приказы министерства образования 
  • Национальный проект "Образование" 
  • Департамент образования Владимирской области 
  • Управление образования Вязниковского района
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Учитель музыки МБОУ «СОШ №4» 
    Сироткина Елена Павловна

     
     
    Арттерапия, музыкотерапия как здоровьесберегающий фактор.
     
        Одна из важнейших задач, стоящих перед школой сейчас – создание условий для сохранения здоровья учащихся, т. е. разработка мер по здоровьесбережению, внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе. Постоянно возрастающая по объему и усложняющаяся по содержанию научная информация приходит в противоречие с недостаточной гибкостью учебных программ, учебников, что ведет к хронической перегрузке учащихся, падению интереса к учению, ухудшению их здоровья.
    Особое значение в формировании культуры личности ребенка придается средствам искусства. «Музыка обладает наибольшей силой воздействия», - Л.С.Выготский.
    Арттерапия (терапия (лечение) искусством) возникла в 30-х годах прошлого века. Первый урок применения арттерапии относится к попыткам коррекции эмоционально – личностных проблем детей, эмигрировавших в США из Германии во время второй мировой войны.
    Основная цель арттерапии – гармонизация личности через развитие способности самовыражения и самопознания. По мнению К.Юнга: «Искусство…облегчает процесс индивидуализации саморазвития личности на основе установления зрелого баланса между бессознательным и сознательным «Я».
    Важнейшей техникой этого лечения является техника активного воображения, направленная на то, чтобы столкнуть лицом к лицу сознательное и бессознательное и примирить их между собой по средством аффективного взаимодействия.
    Цели арттерапии:
    1.Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам ( «выпустить пар, разрядить напряжение»).
    2.Наладить отношения между учителем и учеником, учеником и одноклассниками.
    3.Развить чувство внутреннего контроля.
    4.Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах.
    5.Развить художественные способности и повысить самооценку.
     
    Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ, и как следствие, активнее идут восстановительные процессы. Не случайно в современном мире все большее распространение получает музыкотерапия.
    Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средств коррекции. Для того чтобы музыка контактировала с ребенком, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. Специальные физиологические исследования выявили влияние музыки на различные системы человека.
     Музыка является средством, снижающим и устраняющим эмоциональное напряжение. Благодаря своим специфическим особенностям, музыка в состоянии проникнуть в глубинные слои личности. Для того чтобы музыка контактировала с человеком, она должна соответствовать его эмоциональному состоянию. Еще в 1916 г. В.М.Бехтерев писал: «Музыкальное произведение, по своему состоянию совпадающее с настроением слушающего, производит сильное впечатление. Произведение, дисгармонирующее с настроением, может не только не нравиться, но даже раздражать. Рядом исследований было показано, что восприятие музыки ускоряет сердечные сокращения, повышает темп респирации. Было обнаружено усиливающее действие музыкальных раздражителей на пульс, дыхание в зависимости от высоты, силы звука и тембра. Частота дыхательных движений и сердцебиений изменялась в зависимости от темпа, тональности музыкального произведения. Между ритмом движения и ритмом внутренних органов существует определенная связь. Известно, что ритм марша, рассчитанный на сопровождение войск в длительных походах, чуть медленнее ритма спокойной работы человеческого сердца. При таком ритме музыки можно идти очень долго, не испытывая ни какой усталости. Среди музыкальных инструментов можно выделить лидера по воздействию на состояние человека – орган. Было установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь. Таким образом, изменяя и регулируя свое психическое состояние, человек может изменять уровень сахара в крови. Большую роль оказывают звуки природных шумов: прибоя, пения птиц, шума дождя. Музыка повышает способность организма к высвобождению эндорфинов – мозговых биохимических веществ, помогающих справиться с болью и стрессом.
     
    Литература:
    Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений/Е.А.Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н.Комиссарова, Т.А.Добровольская.-М.:Издательский центр «Академия», 2001 г. Общая психокоррекция: Учеб. пособие для студентов и вузов/А.А.Осипова.-М.: ТЦ «Сфера»,2000 г.